Ответы на вопросы, поступившие на "горячую линию"

2020-04-13 09:28:47

В период с 6 по 10 апреля 2020 года на «горячую линию» по консультированию обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ было получено 5 вопросов.  

Вопрос 1: Разъясните, пожалуйста, требуется ли медицинская справка по форме 086 для поступающих выпускников коррекционных школ на программу профессионального обучения по профессии «Маляр»? Каким нормативным документом это регламентировано?  

Ответ: В п.6 Приказа Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» указано, что к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости). Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрено представление поступающими на программы профессионального обучения заключения медицинской комиссии (ст. 73. «Организация профессионального обучения»). Однако в соответствии с п. 7. ст. 55 указанного Федерального закона при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должности, профессии или специальности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2013 № 697 утвержден перечень профессий и специальностей, при 16 приеме на обучение, по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования). Профессия «Маляр» в указанный перечень не входит. Вместе с тем, в соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 03.18.2014 г. № 06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащённости образовательного процесса», в личном деле обучающегося с ограниченными возможностями здоровья должны содержаться сведения о группе инвалидности, виде нарушения здоровья, рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей или по результатам медико-социальной экспертизы и иные сведения (например, согласие слушателя на персональную обработку данных). Наличие этих данных содействует созданию специальных условий получения образования данной категории слушателей в профессиональной образовательной организации. Также, учитывая, что профессиональная деятельность маляра потенциально связана с вредными и опасными производственными факторами, рекомендуем руководствоваться приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1346н "О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2013 N 27961). В частности, п. 4. «Предварительные медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся при поступлении в образовательные учреждения в целях определения соответствия учащегося требованиям к обучению», при этом обязательно соблюдение условий п.2 документа: «Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития». Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или его законного представителя на медицинское вмешательство. 

Вопрос 2: Просим пояснить, правильно ли мы понимаем, что согласно ст. 6 ФЗ359 от 03.07.2016, дети-сироты, (имеющие образования коррекционной школы, статус "лицо с ограниченными возможностями здоровья") не могут поступить бесплатно на второе профессиональное обучение?  

Ответ: В соответствии с Федеральным Законом 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (принят Государственной думой 22 июня 2016 года, одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования. 19 Пунктом 3 статьи 12 Закона об образовании установлено, что к основным программам профессионального обучения помимо программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, относятся программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Данным положением профессиональные образовательные организации руководствуются на практике при обучении слушателей дополнительным специальностям.  

Вопрос 3: Существуют ли какие-либо ограничения и противопоказания при поступлении абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ на специальности медицинского направления?  

Ответ: Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования Дополнительные гарантии права инвалидов на получение профессионального образования установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со статьей 19 которого государство обеспечивает инвалидам получение профессионального образования и профессионального обручения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Абитуриентам перед поступлением в колледж необходимо пройти предварительный медицинский осмотр в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2013 г. № 697 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности». В указанный перечень входят, в том числе специальности медицинского направления. Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (изм. Приказ Минтруда России и Минздрава России от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н), существуют следующие противопоказания: ОБЩИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ Работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными 26 и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров(обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний: − § врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем; − § последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени; − § заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестикоинтеллектуальными нарушениями; − § нарколепсия и катаплексия; − § заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.; − § психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах *1; − § алкоголизм, токсикомания, наркомания; − § болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 - 4 степени; − § злокачественные новообразования любой локализации *2; − § заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы); − § гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV; − § хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФКIII, НК 2 и более степени; − § ишемическая болезнь сердца; − § стенокардия ФК III-IV; с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла); − § пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики; − § постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца. аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий; − § облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов; − § облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей); 27 − § варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше; − § лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени; − § ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов, и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени; − § болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени; − § активные формы туберкулеза любой локализации; − § осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений; − § хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2-3 степени и портальной гипертензии; − § хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени; − § неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения; − § диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты; − § хронические заболевания периферической нервной системы и нервномышечные заболевания со значительными нарушениями функций; − § хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2- 3 степени; − § хронические заболевания кожи: − § хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема; − § псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия; − § вульгарная пузырчатка; − § хронический необратимый распространенный ихтиоз; − § хронический прогрессирующий атопический дерматит; − § хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудно поддающихся лечению клинических форм; − § беременность и период лактации *3; − § привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста; − § глаукома любой стадии при нестабилизированном течении. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ Заболевания и бактерионосительство: − брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; − гельминтозы; − сифилис в заразном периоде; − лепра; − педикулез; 28 − заразные кожные заболевания: чесотка, трихофития, микроспория, парша, актиномикозс изъязвлениями или свищами на открытых частях тела; − заразные и деструктивные формы туберкулеза легких, внелегочный туберкулез с наличием свищей, бактериоурии, туберкулезной волчанки лица и рук; − гонорея (все формы) на срок проведения лечения антибиотиками и получения отрицательных результатов первого контроля; − озена. *1. В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача-профпатолога. *2. После проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачейспециалистов, профпатологом, онкологом. *3. Только для лиц, работающих в контакте вредными и (или) опасными производственными факторами, указанными в Перечне факторов. Вместе с тем сам факт недопуска со стороны медкомиссии к работе по какой-либо из специальностей из перечня не означает автоматически, что абитуриент не имеет право обучаться по этой профессии и специальности, то есть не является законным основанием для отказа в зачислении в образовательную организацию. Однако пройти производственную практику (и, как следствие, завершить обучение) студенты с медицинскими противопоказаниями к соответствующим условиям и видам труда не смогут.  

Вопрос 4: Может ли студент с инвалидностью освобождаться от демонстрационного экзамена?

Ответ: В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является 52 обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Для студентов, завершающих получение образования по программам СПО, проведение итоговой аттестации осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. N 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования». Основные Положения данного Порядка в отношении демонстрационного экзамена таковы: 1) п. 10. Формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена; 2) п.16. Государственная итоговая аттестация выпускников не может быть заменена оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации; 3) п.16.1. Результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом либо международной организацией "WorldSkills International", осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, засчитываются в качестве оценки "отлично" по демонстрационному экзамену; 4) Раздел V. Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья определяет, что «для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности)», а также содержит ряд общих и частных требований (по каждой нозологической группе) к организации проведения аттестации для данной категории обучающихся. . В соответствии с Распоряжением Минпросвещения России 01.04.2019 N Р-42 «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена» раздел VII. Требования к организации проведения демонстрационного экзамена у обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья конкретизирует процедуру следующим образом: - обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – лица с ОВЗ и инвалиды) сдают демонстрационный экзамен в соответствии с комплектами оценочной документации с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности) таких обучающихся; - при проведении демонстрационного экзамена обеспечивается соблюдение требований, закрепленных в статье 79 "Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" Закона об образовании и разделе V Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 968, определяющих Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов; - при проведении демонстрационного экзамена для лиц с ОВЗ и инвалидов при необходимости надо предусмотреть возможность увеличения времени, отведенного на выполнение задания и организацию дополнительных перерывов, с учетом индивидуальных 53 особенностей таких обучающихся; - перечень оборудования, необходимого для выполнения задания демонстрационного экзамена, может корректироваться, исходя из требований к условиям труда лиц с ОВЗ и инвалидов. Таким образом, освобождаться от демонстрационного экзамена обучающийся с ОВЗ и инвалидностью не может, но условия его проведения должны быть адаптированы под потребности такого обучающегося.