Требования к организации инклюзивного профессионального образования

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ

В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

Уважаемые выпускники школ

с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья

и их родители (законные представители)!

Обеспечение реализации права детей с инвалидностью и ОВЗ на образование в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Профессиональное образование для людей с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  - это долгосрочные инвестиции в человека, средства для его трудоустройства, обеспечение экономической самостоятельности и независимости.

Важным и прогрессивным шагом в развитии ценностных основ образования стало определение инклюзивного образования как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей детей (ст.2, п. 27, ФЗ «Об Образовании в РФ»).

Цель инклюзивного профессионального образования – обеспечение  лицам с ограниченными возможностями здоровья доступа к качественному среднему профессиональному образованию и  профессиональному обучению, необходимому для их максимальной адаптации в среде сверстников и полноценной социализации в обществе.

В целях практической реализации государственной политики содержание образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой с учетом использования специальных условий обучения. При этом допускается вариативность организации обучения – как в специально создаваемых учебных группах, так и совместно с другими обучающимся.

Для того, чтобы любой выпускник школы со своими особенностями мог получить профессиональное образование или профессиональное обучение, необходимо создать специальные условия в профессиональной образовательной организации. Специальные условия обучения ребенка – инвалида и лица с ОВЗ определяется на психолого-медико-педагогческой комиссии (ПМПК), где устанавливаются социальные, психологические, интеллектуальные, физические ограничения здоровья и устанавливается статус «лицо с ограниченными возможностями здоровья» (ст.2, п.16 ФЗ «Об Образовании в РФ»).

Профессиональными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального образования и профессионального образования и профессионального обучения, должна быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПРА (п.10, ст. 79 ФЗ «Об Образовании в РФ»).

Для реализации прав на получение образование лица, имеющие ОВЗ или инвалидность, должны предоставить в образовательную организацию заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы о том, что им не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях (ФЗ «Об Образовании в РФ»).

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (п.3, ст. 79 ФЗ «Об Образовании в РФ»).

          Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных, при необходимости, для обучения указанных обучающихся (п. 8, ст.79 ФЗ «Об Образовании в РФ»).

Общие требования к приему на обучение в профессиональную образовательную организацию лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании».

Приемные комиссии на официальных сайтах профессиональных образовательных организаций Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещают следующую информацию:

Не позднее 1 марта:

-правила и условия приема в профессиональную образовательную  организацию,

- перечень специальностей и форм обучения, по которым осуществляется прием;

- перечень вступительных испытаний;

- информацию о возможности приема заявлений и необходимых документов в электронной форме;

- особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ОВЗ;

- информацию о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования); в случае необходимости прохождения указанного осмотра – с указанием перечня  врачей – специалистов, перечня лабораторных    функциональных исследований, перечня общих и дополнительных медицинских противопоказаний.

Не позднее 1 июня:

- общее количество мест приема по каждой специальности (профессии), количество «бюджетных» и «платных» мест;

- правила подачи апелляции по результатам вступительных испытаний;

- информацию о наличии мест в общежитии.